- Ну, выкладывай, философ, что ты задумал?

- Подожди, Лена сказала "Ваяй своих Галатей". У тебя что, есть новые работы?

- Да, пожалуй.

- А почему ты мне ни одну из них не показал?

- Почему не показал, говоришь? Потому что пока они живут только в моем воображении.

- Ах, вот в чем дело. Значит, все это фикция, ложь.

- Не стоит так резко. Для меня они живее любых скульптур, которые годами пылятся в музеях.

- Если даже и так, то любоваться ими одному по меньшей мере  эгоистично. Разве  у тебя не появлялось желание хотя бы один из твоих образов воплотить в материале и подарить людям?

- Понимаешь, я  жду более совершенных образов, очищенных от грязи и дерьма, которого во мне еще слишком много.

- Но ведь ты не выработал у себя никаких профессиональных навыков, ты еще ничего не умеешь, и когда ты, наконец, дождешься самых поразительных, самых ослепительных образов, ты будешь беспомощен в вопросах формы и сможешь создать только жалкие подобия работы своего воображения.

- Ошибаешься, дружище. Не будь таким самоуверенным, это тебе не идет. Понимаешь, тогда моей рукой будет руководить более мудрый учитель, чем любой из тех, школу которых ты предлагаешь освоить. Их школа - результат того пути духовного развития, до которого они смогли дойти. Оно диктовало им свои законы в области формы, и все их достижения определяются только уровнем духовного развития каждого.

- Но ты забываешь, что каждая школа формировалась на основе духовного опыта поколений. Мы стоим на плечах гигантов, и проходить самому весть путь развития человечества - бессмысленная трата сил и энергии.

- Ты думаешь? А я считаю этот путь единственно верным. Усвоенная умом сумма знаний только закрепощает художника, делает его невосприимчивым к своим собственным душевным движениям и он в своем развитии только повторяет других, немного отклоняясь в ту или иную сторону. И только благодаря голосу его природы, которая все-таки сильна в человеке, и в зависимости  от степени ее проявления в творчестве он может быть счастлив или наоборот, не испытывать никакой радости от своей работы, несмотря на хорошее материальное вознаграждение. Он может быть внешне доволен, но душа будет томиться в поисках выхода, и он станет либо заглушать ее голос пьянством и дурными поступками, либо пойдет по правильному пути, раскрывая свою истинную природу.

- Это так.. Но я не говорил об интеллектуальном знании, а хотел сказать о духовном опыте наших предшественников. Ведь именно его нужно пропустить через свою душу, чтобы мы могли чувствовать тоньше и более глубоко, чем раньше. Ведь наша природа должна откликаться на то, что близко и дорого ей,  но ушло дальше в своем развитии. И мы должны обогащать свой духовный мир, впитывая пропуская через себя величайшие произведения искусства людей, живущих  до нас и рядом с нами.

- Вот тут ты и попался. Жизнью, дорогой мой, только жизнью можно развивать и обогащать свой духовный мир, а если ты будешь питаться только искусством, то тогда и твой духовный мир и творчество твое будет вымученным,  не настоящим, оно  не согреется соками Жизни, и не будет никого греть. Возможно, им будут восхищаться, но оно никого не тронет за душу. И притягивать оно будет к себе людей, от общения с которыми тебе теплее не станет.

- Хорошо ты говоришь, но боюсь, что мы оба ударились в крайности. Вероятно, истина лежит посередине.

- В искусстве не может быть середины. Это оставь для ремесленников.

- Нет, друг мой, ты все-таки неправ. С тобой трудно спорить, ты говоришь хорошие, умные слова, но они остаются словами. Они не находят некаких точек  пересечения с жизнью, о которой ты сейчас так хорошо говорил. Ведь ты потребитель по натуре, ты живешь, питаясь соками других людей, ты только потребляешь материальные и духовные ценности, созданные другими людьми. А сам, что ты сделал для  людей? Чем ты заплатил человечеству за то, что оно пестует и растит тебя? Что ты сделал конкретно для людей, которые рядом с тобой? Одни неприятности. Ты умеешь вносить в жизнь людей сумбур и разладицу, потому что в своей жизни не навел порядка. Я знаю тебя три года, и за это время ты так и не сдвинулся с мертвой точки. Варишься в котле собственных комплексов и насаждаешь их людям. Это ведь как болезнь, заразная болезнь, из-за которой с тобой нельзя долго общаться.

И чтобы ты не говорил мне, твоя жизнь сама говорит за тебя. Пока ты ее не изменишь, не изменишься сам.

- Что ты на меня набросился? Я тебя обокрал, избил, обманул в чем-то? Я у тебя чего-нибудь просил?

- Знаешь, что ничего не получил бы от меня, вот и не просил. У меня столько же рук и столько же ног, сколько у тебя. И ты также можешь зарабатывать себе на жизнь, как и все остальные.

- Ладно, ты все-равно не поймешь. Оставим этот спор.

- Нет, подожди, лучше я тебе скажу все сразу. Ты говоришь, что только жизнью можно обогащать свой духовный мир. Так о какой жизни ты говоришь?

- Ты же не знаешь, как я  жил и никогда не узнаешь и не поймешь, потому что не страдал в  жизни. Ты хочешь казаться сильным и уверенным, а это говорит о твоей слабости, как бы ты не пыжился.

- Да кто перед тобой пыжится? Я живу так, как чувствую, каким я себя ощущаю, так я живу. Это все само собой получается, никакой позы в этом нет.

- Не оправдывайся, со стороны виднее.

- Нужно очень. Да что с тобой спорить, ведь ты всегда найдешь тысячу причин, чтобы оправдать свою слабость.

- А, может быть, в том, что ты называешь слабостью, и есть моя сила.

- Какая же это сила, если из-за нее на твою голову сыпятся все шишки.

- А ты ищешь легкой жизни?

- Не ищу легкой, сам знаешь, но и создавать себе искусственно трудности считаю лишним. В жизни их и так будет немало.

- Так ты готов к ним?

- Не знаю. К тем, о которых ты говоришь, и не собираюсь готовиться. Если человек правильно строит свою жизнь, то трудности на этом пути должны быть радостны, а еще большей должна быть радость от преодоления их. А ты свои и не преодолеешь, они так и будут вставать перед тобой. Пусть ты поборол трудность, но не преодолел причины, породившей ее. А причина эта в тебе самом. Значит, все повторится.

- А в тебе все правильно?

- Думаю, что фундамент заложен верно. А была бы основа, к ней все приложится. Уже сама жизнь начинает вести туда, где природа человека может максимально раскрыться, и ставит преграды там, где начинаются границы того, что лучше могут сделать другие люди.

- Значит, ты предлагаешь обходить все жизненные препятствия стороной?

- Нет, я просто считаю нужным преодолевать только те препятствия, от преодоления которых человек получает радость. А если само преодоление неприятно для тебя, как в процессе, так и в результате его, то оно ложно, и ничего не не дает для роста человека, кроме горького опыта.

- Но ведь мы должны набираться опыта сами. По-настоящему можно научиться только на своих ошибках, ведь чужой опыт, если мы его эмоционально не пережили, забывается, и мы опять можем совершить ту же ошибку, только с возрастом плата за ошибки растет. Так не лучше ли наошибаться в молодости, чтобы потом все было нормально.

- Чтобы потом всю жизнь бороться с  последствиями своих ошибок?

- Но ведь жизнь - борьба.

- С чем и во имя чего? Если за свое место под солнцем, то это никому не нужно. И ты никому не будешь нужен, наживешь одних врагов или союзников по борьбе, которые, как только им это будет выгодно - предадут тебя. В то время, как ты мог идти прямо по своей дороге, не занимая чужого места и не расталкивая других локтями.

- Кого же это я расталкивал локтями?

- Пусть не физически, так морально. Разве то, что ты требуешь от людей доказательств их прав на ту жизнь, которой они достигли, не есть твоя претензия на их место?

- Ошибаешься, я просто хочу, чтобы каждый отвечал за свои слова. Если кто-то говорит свои истины холодно, значит, это не настоящее, и он либо хочет обмануть окружающих, либо не уверен в них сам.

- Истина, как бы она не была сказана, всегда остается истиной. И если ты ищешь убедительности истины в тоне, каким она сказана, то значит, ты еще не окреп как личность, и у тебя еще нет достаточных критериев, чтобы умом и сердцем определить истинность сказанного.

- А какие могут быть критерии для слов?

- Опыт, твой душевный опыт. Кто-то хорошо сказал, что впереди любого труда в искусстве должен идти труд души. А в процессе этого труда и выкристализовываются истины, которыми мы руководствуемся в жизни.

 

На главную

Hosted by uCoz