Библио Глобус № апрель 2001  Журнал-обозрение

 

На чем может держаться читательский интерес в детском детективе? Из памятных нам с отрочества приключенческих книг (Алексин, Рыбаков, Крапивин) понятно, что на всем том, что жанрово присуще одному из самых занимательных видов литературы, плюс то, что привносит в литературу, как и в жизнь, детство: непосредственность, подвижность, оптимизм. Сюжет должен быть трудно предсказуемым, но логичным, развиваться динамично и двигаться  персонажами интересными и узнаваемыми, т.е преимущественно детьми. Добро должно иметь тенденцию к победе над злом.

В детективной трилогии Г.Филимонова все взаправду и всерьез. Реальные проблемы взрослых (родителей коварно подставили на большую сумму денег) врываются в мир подростков, заставляя их в буквальном смысле рискуя жизнью, спасать своих родителей. В повести "На роликах за "Мерседесом" действие разворачивается в настоящем времени и в реальных обстоятельствах (в центре Москвы и Серебряном Бору) - "здесь и сейчас". Сюжетная пружина раскручивается все с большей скоростью, и только к концу делается выдох. Развязка счастлива, почти идиллична.

Если герои из первой книги полюбились читателям, они с радостью ждут новой встречи с ними. И Филимонов дает им такую возможность. При этом герои взрослеют от книжки к книжке, и более, чем по возрасту, - опытом.

Они очень разные.

Тоник - заводила, лидер, находчивый, веселый и неглупый мальчик, смелый и сильный, овладевающий под руководством отца боевыми рукопашными искусствами. Сашка - детдомовский мальчишка-сорвиголова, новоявленный Гаврош, мечтающий найти друзей и, возможно, родителей. Алиса - девочка, в которую влюблены все мальчишки, красивая, но не только. Она ума, иронична  и в то же время способна на жертвы во имя друзей, истины и справедливости...

Во второй книге "Средство от привидений" сплетены два сюжета, соединенные личностями все тех же юных героев, благополучно переходящих из одной рисковой истории в другую. В первой они помогают своему детдомовскому другу разобраться с призраками, обитающими в подвале. Развязка банальна - это преподаватель вместе  со старшими воспитанниками организовал цех по разливу водки, сделанной из дешевого спирта. Но это завязка для следующей истории. Разоблачение махинаторов позволяет Сашке отправиться с друзьями в солнечную Грецию, где они случайно сталкиваются со своими старыми противниками из первой книги, которых, разумеется, побеждают, уже в открытом море.

Думается, что каждая из этих двух историй могла бы стать отдельной книгой, если бы автор не гнал так сюжетного коня и добавил немного воздуха и "живой воды".

Теперь для испытаний не хватает только гор, и в следующей книге ("Ледяная ловушка") герои попадают в самое подходящее место - Приэльбрусье, где катаются на горных лыжах и сноуборде, выбираются из смертельной ледяной расщелины, пьют горячий глинтвейн, поют под гитару, а параллельно со всем этим бдительно следят за "опасным шпионом"  (он же - самонадеянный кандидат в отчимы Алис), который на деле оказывается незадачливым "мафиози", случайно попавшим в их "клан", и которого, как выясняется, самого-то нужно спасать...

А что в итоге трилогии?

Возвращение. Для всех.

"И тогда он (Тоник. - А.С.) подумал, что смысл всех этих поездок, приключений, головокружительных опасностей и состоит в возвращении. В возвращении туда, где до отъезда ты был хоть чуточку другим. Где ты можешь свериться с самим собой и понять про себя что-то очень важное..."

Коктейль взрослого и детского, "неразрешимых" проблем и до наивности свежего на них взгляда и непредсказуемого, феерического, но ужасно логичного их разрешения - эта детективно-приключенческая трилогия.

Аркадий САРЛЫК.

На главную

Hosted by uCoz